Собрание сочинений в прозе «Мифы и легенды Кузнецкого района»

Голосование закрыто

Данный материал подготовлен со слов жителей Кузнецкого района и при использовании данных с авторского портала Михаила Полубоярова.

Выражаем благодарность всем, кто оказывал помощь при сборе материала.

 

Мифы и легенды сёл Кузнецкого района

История Кузнецкого района богата своими легендами. Происхождения многих сёл родного края практически мифические –  так тесно переплетается их история с вымыслом, сказкой.

В архивах МБУК «Межпоселенческая центральная районная библиотека» имеется, к примеру, история села Явлейка Кузнецкого района Пензенской области. Не менее интересна и необычна история села Бестянка, Ульяновка. Увлекательна легенда «О тополе» села Татарский Канадей; необычный рассказ-легенда о гибели дочери помещицы Колкачёвой из села Кряжим имеет отношение к истории села; «На землях диких поль» - такое красивое название имеет история районного посёлка Евлашево.

 

Явление святой иконы

   (из истории села Явлейка)

Датой образования села Явлейка считается 1743-1763 гг.

  Несколько столетий насчитывает возраст села Явлейки. В давние времена среди дремучего соснового бора появилось селение лесорубов. Пошли как –то бабы на родник за водой и  трепетном изумлении застыли у родника  -из глубины родниковой воды на них смотрела женщина с младенцем на руках. Сбежался народ. Из воды достали…икону. Собрали сход и решили отныне именовать своё село Явлейкой - в честь Явленной иконы.

Но существует ещё одна версия возникновения села Явлейка. Деревня принадлежала братьям Анненковым, первыми её насельниками были переселенцы- русские крепостные крестьяне, переведенные из Алатырского уезда, где имелось одноименное село Явлей (Явлейка – русифицированное название, которое носит речка, разделяющая Явлейку и Шишовку). Села и деревни, описываемой территории, как правило, получали название по  фамилии владельцев – помещиков и вотчинников, или по названию рек. В районе села Явлейка протекает река Сура, начало свое она берет в селе Сурске, что неподалеку,  за селом Бобарыкино. Бьют из-под земли янтарные родники, образуя изначальный ручеек.

 

Легенда села Чибирлей

Есть другая версия возникновения села Чибирлей. Давно, рядом с селом протекала река. Проезжал однажды мимо села один выдающийся торговец Мосин. Его поразила чистота и неприкосновенность этой реки и он решил назвать реку Чибирлейка (с татарского «чибир» - чистая, «лей» - вода). По названию реки и село получило название Чибирлей. Раньше дорога в начале села пролегала через овраг и гора при спуске была крутая. По легенде торговец Мосин ехал с товаром и на этой горе перевернулся. С тех пор гору называют Мосиной.

Кузнецкий район – один из замечательных уголков Пензенской области с богатой и разнообразной природой, где проживают люди  разных национальностей.

Прошло много времени с тех пор, когда сёла Кузнецкого района только стояли у истоков. Сейчас это, в основном, уже сильно развитые сёла, практически в каждом селе имеется школа, медицинское учреждение, активируется малый бизнес, число индивидуальных предпринимателей возрастает.

Однако, редко кто из сельчан знает подлинную историю родного села. Каждое село имеет свои легенды, мифы, рассказы. Только старожилы могут поведать истинную историю.

Члены КРО ВОО «Молодая гвардия Единой России», сотрудники МБУК «Межпоселенческая центральная районная библиотека» планируют в 2014 -2015 году осуществить работу по созданию и привлечению молодёжных отрядов с целью поиска материалов о происхождении названий сёл Кузнецкого района и легенд о них.

Молодое поколение не может быть полностью развитым интеллектуально и духовно без знаний истории родного края.

В связи с этим были собраны легенды со всего района для создания данной брошюры.

 

Воронцовские земли

   (из истории села Анненково)

До 17 века, на территории, где сейчас    располагается  село, был густой лес.

Среди леса были большие поляны,  кое-где местность была возвышенной.

На возвышенности близ речки, которую сейчас называем - Тютняркой, возникло поселение. Поселение было названо Гремячий ключ, так как посередине всего поселения был родник, откуда все брали воду.

В 1690 году  эта земля была передана помещику Воронцову. Отсюда и  второе название села - Воронцовка.  В 1694 году стольник и московский стрелецкий полковник Григорий Иванович Анненков получил поместье в 200 четвертей. На этой земле в 1704-1706 годах дворянами Иваном,  Афанасием и Сафоном Анненковыми было основано село Анненково. В 1795 году Анненково было имением надворного советника Василия Николаевича Зубова.

В 1704 году упоминается как деревня на земле, которую Афанасий и Богдан выменяли у Федора Назарьева.

В районе лесхоза находилась лесопильня, где население работало на лесоповале.  Люди валили лес и на лошадях вывозили на лесопильню.

В километре от села находится «Гремучий» родник. Этот родник был слышен далеко при въезде в село, поэтому его и назвали Гремучим. Старожилы говорят, что в этом роднике «тяжёлая вода». Если попить из него воды, можно заболеть.

Также недалеко от села есть «Богатов» сад. Название сада осталось от фамилии помещика Богатова, который жил там.

Село Чибирлей - родина Героя Советского Союза, гвардии старшего лейтенанта, заместителя командира батальона по политической части Ивана Захаровича Сидорова (1909–1943), отличившегося в боях при форсировании Днепра; погиб в бою.

В селе Чибирлей провел детские годы Евгений Родионов - герой святости. Он погиб в республике Чечня 23 мая 1996 года, погиб за родину, за веру, православие. Его имя известно не только в нашей стране, но и за её пределами.

10 августа 2013 года  в селе Чибирлей состоялось освящение нового храма   Святого мученика Евгения, построенного в память мученического подвига  земляка Евгения Родионова. Огромный вклад в строительство храма внес индивидуальный предприниматель Валерий Кемешев.

 

Просторные поля

   (из истории села Чибирлей)

Село было образовано в 1693 -94 годах служилыми чувашами. Название села Чибирлей с чувашского переводится как «просторные поля».

По воспоминаниям старожилов, осенью, в далёкие времена в село приехал купец Мосин. При въезде он увидел прекрасную картину: всё село горело от жёлтых берёз, а рядом протекала тихая, чистая речка. Он назвал село - Чибирлей, что означало - чистая вода, золотая долина. Купец поселился в северной части села, так до сих пор она и зовётся Мосина гора.

Во второй половине 18 - начале 19 веков на Мосиной горе находилось поместье графа Семена Романовича Воронцова, насчитывавшее в 1795 году 13721 десятину всех угодий.

Село принадлежало барину. В восточной части села до сих пор  находится «барский пруд».

Достоянием села была церковь, сделанная без единого гвоздя в 1887 году архитектором Войцех - Айзеровским, её звон был слышен за несколько километров. Она красовалась своими тремя куполами в центре села.

Сейчас на этом месте стоит памятник воинам, погибшим в Великой Отечественной войне. А церковь, когда наступили советские времена, разобрали по брёвнам и сделали из них на горе больницу.

В 1939 году была образована артель, где работали одни женщины, а потом к ним присоединились и мужчины. Образовался колхоз «Красная сила». Первым председателем колхоза был Алексей Ларионов.

К середине XIX века в состав села включено село  Введенское, Воронцово тож. В 1795 оно принадлежало К.В. Злобину, 109 дворов, в нем церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. После отмены крепостного права крестьяне выкупили землю в собственность у помещицы Галицкой. В 1877 году в Анненково 162 двора, церковь, 2 часовни, больница, 3 водяных мельницы, винокуренный завод (реконструирован 22.05.1862), ярмарка. В 1911 в селе 229 дворов, работала школа Министерства народного просвещения, вместо больницы – фельдшерско - акушерский пункт Волкина; с паровой машиной восстановлен, основанный в 1797 винокуренный завод, который был сожжен рабочими в 1905 году во время    революционных выступлений,  а на винокуренном заводе была паровая машина мощностью 25 лошадиных сил, 4 парника, 12 квасных чанов, 1 брагоперегоночный аппарат и 1 ректификационный аппарат; завод принадлежал Н.М. Гагариной. Он был реконструирован в 1930-х и 1970-х. В 1918 году открыта школа.

В 1931 созданы колхозы имени Сталина и «Борьба». Спиртзавод ОАО «Пензаспиртпром» производит этиловый спирт высокого качества 1750 декалитров в сутки (2004 год), у завода – подсобное хозяйство (200–300 голов свиней).

В 60-е годы колхоза был избран Цирулёв В.П. Под его руководством развернулось большое строительство социокультурных объектов. На средства колхоза построена средняя школа, Дом культуры, больница. здание правления колхоза, прекрасная столовая, удобные квартиры.

 

Легенда о барском доме

Барский  дом - старинный  исторический  памятник  села Анненково.

Хозяин для своего родового гнездышка выбрал место не в центре, а на  окраине  села. Тогда здесь шумел нетронутый лес, бежала шустрая речушка, а в этом месте она даже в крутую зиму не замерзала, будто ее грел некий подземный огонь. Это был чудо-ключ. Сюда на лошадях с бочками со всего села ехали мужики - чистой и вкусной воды хватало всем.

До  сих  пор  в Анненково  сохранилось  много  родников   с  кристально-чистой водой.

 

Легенда  о  существовании подземного  хода

На  том  месте,  где была церковь,  существовал  подземный  ход, который  соединялся с  барским  домом.  Там можно было  спрятаться   во  время войны и даже  дойти   до   соседнего  города.

Жительница села рассказала, что в молодости она с подругами, прослышав о подземных ходах, решила  найти их. На окраине усадьбы   девушки нашли   спускающиеся  вглубь земли ступеньки и начали спускаться. Чем дальше шли девушки, тем труднее становилось дышать. Дальнейшее продвижение становилось опасным, девушки повернули назад. В настоящее время вход завален.

В суровые годы гражданской войны 1918 г. село не осталось в стороне. Многие жители с оружием в руках пошли на защиту завоеваний октября. Васягин И. А. был командиром батареи в легендарной Чапаевской дивизии.

Он награжден  Орденом Красного знамени указом Президента Верховного Совета в завоевании молодой советской республики, а позднее орденом Ленина.

В 1923 году в селе был организован сельский совет, первым председателем был Наянов С. Е. Одним из первых в 1929 году там был организован колхоз. Первоначально в колхоз вступило 30 человек и стал он называться «Заря свободы».

Первым председателем колхоза был М. Н. Савкин, который позднее был убит.  Первоначально Максим Никитович создал в колхозе комитет бедноты.  Его деятельность заключалась в помощи многодетным семьям землей и хлебом. Некоторые крестьяне, видя пользу коллективного хозяйства, вступили в колхоз позднее.

В 1930  году коллективизация в селе завершена. Около 500 жителей села встали на защиту Родины от фашистских захватчиков.

Село располагается в лесном районе. Поэтому здесь велась заготовка топлива для автомобилей и паровозов. Для заготовки были мобилизованы жители Камешкирского, Сосновоборского и Кузнецкого районов. 107 человек отдали жизнь за Родину.

 

Земля, что родиной зовётся…

   (из истории села Сюзюм)

В центральном архиве древних актов в фонде экономического  примечания имеется описание села Сюзюм, выполненное при генеральном межевании Кузнецкого уезда Саратовской губернии в конце 18 века. Название села происходит от наименования речки, на которой оно располагается. Документальных материалов о дате основания села и о том, что означает слово Сюзюм, в архиве не обнаружено.

По  сведениям Пензенского архива, крестьяне села были государственные, православные великорусы. Село  расположено при небольшой речке Сюзюмке, верстах в двадцати пяти от города Кузнецка, в пяти от базара и ярмарки и в полутора верстах от дороги волостного правления».

До Великой Октябрьской революции село было солдатское. Первыми помещиками были 4 семьи, которые поселились за оврагом, на горе. Кругом был смешанный лес.

Основным занятием крестьян было земледелие. Землю возделывали сохой, бороной, обрабатывали мотыгой,  жали серпом и косой, молотили цепом. Кроме землевладельцев в селе были кустари, которые делали для продажи телеги, сани, салазки, колеса.

 

Цветущий сад

 (из истории села Бестянка)

Село Бестянка было основано в 1650-60 годах. Оно находится в 3-х километрах от реки Труёв.

Первые жители (по рассказам старожилов) приехали из города «Томэй», ныне город Тюмень. Поселились в глухом лесу, на небольшой поляне. По-видимому, там было много цветов, так как название села «Гол-Бостэн» в переводе на русский язык означает «Цветущий сад». Постепенно название села упрощалось, и в настоящее время его называют просто Бестянка. Село входило в Сюзюмскую волость Кузнецкого уезда Саратовской губернии. Сёла Бестянка, Индерка, Альмяшевка составляли единое земельное общество. В это общество входила земля, принадлежавшая помещику села Индерки (ранее Татарский Труёв) Баишеву. Основными занятиями крестьян было земледелие, бортничество, лесозаготовка. Орудия труда: cоха, мотыга, вилы, коса, серп, цеп, топор. До Великой Октябрьской революции в селе насчитывалось около 200 дворов, из них 75 % имели лошадей.

Первая школа с русским алфавитом была открыта в 1912 году и работала до войны 1914 года. Первым учителем в этой школе был Акчурин К. М.

До этого в отдельных домах изучали Закон Божий, а женщины были полностью безграмотны. Из мужчин 10-15 человек научились читать и ставить свою подпись. Первым председателем сельского совета в конце 1917 года был избран Яхин А. В., а первым секретарём Киримов Ю.

Сельский совет год находился в доме Киримова Юсупа, а затем был переведён в здание бывшей мусульманской духовной школы в центр села. Яхин А. работал председателем недолго, вскоре заболел, и был избран новый - Рамазанов А. М. В 20 годах в селе открыли новую школу с обучением на родном языке, где первой учительницей была женщина по имени Хатима (фамилия и отчество не установлены). В суровые годы гражданской войны многие жители села с оружием в руках встали  на защиту завоеваний Октября. В селе Бестянка в 1930 г. был организован колхоз имени Ворошилова, первым его председателем был 25-тысячник из города Донбасса шахтёр Фатхуллин.

В конце было 17 хозяйств. С 1938 года колхозная земля обрабатывалась машинами, вновь организованной ТТС, которая находилась в новом Кряжиме. В 1941 году началось столкновение с империализмом. В эти грозные годы 356 жителей села встали на защиту Родины в Победу над фашистской Германией и милитаристской Японией. 184 из них погибли на фронтах.

 

Легенды села Посёлки.  Подземный ход

Со слов старожилов села, от церкви Дмитрия Солунского в целях безопасности были прорыты два длинных подземных хода, один из которых проходит под  рекой Труёв. Те ходы пытались искать не раз, но не нашли и следов.

 

Гибель помещицы

По рассказам жителей, село Посёлки раньше принадлежало помещице Софье Шуваловой, проживающей в городе Москва. Сама она в Посёлки никогда не приезжала, так как опасалась тряски в дороге и кем-то предсказанной гибели. За селом следил управляющий. Однажды Шувалова решилась осмотреть свои владения и отправилась по направлению к селу Посёлки. Не доехав и до Пензенской области, она трагически погибла.

Сама графиня ни разу не посетила село, но способствовала его развитию, в частности, именно она выделила огромную по тем временам сумму на строительство церкви и  центральной дороги, в будущем улицы Ленина. К середине XIX века основным названием села стало Посёлки. До этого времени были в ходу другие названия - село Дмитриевское (по названию церкви), Нарышкино (по фамилии бывшего владельца), Труёв (по названию реки).

С 1780 года село вошло  в состав Кузнецкого уезда Саратовской губернии. В 1877 году  здесь уже было 322 двора, церковь, школа, 5 ветряных мельниц.

До 1917 году  большое значение в жизни населения имели промысловые занятия.

Большую роль играло наличие пенькозавода и вообще пенькотрепального ремесла для села. Пенька и верёвки из того завода вывозились даже

в Петербург и Москву.

В 1859 году в селе была построена собственная больница, винокуренный завод, 2 мельницы, было 189 дворов. До

1780 года село находилось в составе Узинского стана Пензенского уезда.

В советское время большинство населения работало на предприятиях Кузнецка. АО «Трудовой путь» на базе бывшего одноименного совхоза – птицеводство, животноводство, выращивание зерновых культур. 4 фермерских хозяйства.

Главный архитектурный памятник села- действующая церковь во имя ДимитрияСолунского. Построена в стиле классицизма в 1826 году вместо деревянной, сгоревшей в 1810 году.  Ее храмовая часть выполнена в виде двухсветного четверика, акцентрированного по бокам портиками с треугольными фронтонами и несущего на себе ротонду, покрытую куполом с круглым барабанчиком и главкой.. Церковь отреставрирована и является действующей.

 

Легенда села Бестянка

   Недалеко от  села Бестянка, в км 1.5 ,   находится густой сосновый лес. Хотя  село окружено со всех сторон лесами, этот лес особенный. «Биш  нарат» - это  значит « Пять сосен», называют сельчане это место, так как на пригорке стоят пять одинаковых сосен. Этот участок леса сельчане с давних времен стараются обходить, так как многие грибники не находят дороги  домой, как – будто какая-то сила ведет вглубь леса от знакомой тропинки. По рассказам старожилов, именно через этот участок леса проходил отряд Емельяна Пугачева. Из истории Пугачевского восстания известно, что войска повстанцев  были и в Казани,  и в Поволжье, добрались до Урала. В лесу села Бестянка отряд Пугачева сделал привал. Солнце уже склонилось к закату, на отдыхающий отряд пугачевцев  напали солдаты царской армии. Начался бой, солдат перестреляли, оставшихся  в живых повесили на этих пяти соснах. Старожилы говорят, что в древние времена именно на закате (у мусульман это время молитвы) доносились выстрелы, как будто идет настоящий бой. Вот оказывается, почему сельчане побаиваются этих мест. Видимо блуждающие души расстрелянных и повешенных солдат сбивают  людей со знакомой тропы.

 

Труёвские вершины

   (из истории села Большой Труёв)

  Село Большой Труёв существует примерно около 450 лет. Оно возникло во время царствования Ивана Грозного. По рассказам старожилов первые жители - татары в наши места прибыли с Востока. Село раньше называлось Большое Труёво-Ялгаш или Безводное, а село Малый Труёв-Дегтярка.

До революции население занималось земледелием, скотоводством, вели натуральное хозяйство. Население села было неграмотным. Человека, умеющего читать и писать, сложно было найти в округе с радиусом 15 -20 км.

В первой русской революции местное население деятельное участие не принимало.

Тревожно встретило население весть о начале Первой Мировой войны. Многие земляки ушли на фронт.

Весть о Великой Октябрьской революции до села дошла с опозданием. О революционных настроениях населения России землякам - односельчанам рассказывали учащиеся Казанского медресе Ибраев А., Малышев М. и др. Крестьяне стали получать землю, в 1918 году были организованы «комбеды», членами были Мухаммедов М.,

 

По страницам прежних лет

(из истории села Посёлки)

Село Посёлки - село с давней    историей и богатыми традициями. Это   центр сельсовета, находится в 5 км от  Кузнецка, при автомагистрали Пенза – Кузнецк, вдоль левого, полевого берега реки Труёв.

Село было основано в начале XVIII века как деревня Поселок на землях, пожалованных Петром I Нарышкиным  своим родственникам по материнской линии. Большая партия крестьян на эти плодородные земли прибыла в 1719-23 годах из села Рождественского, Пелетьма (Лунинского района), из имения помещика Панкрата Богдановича Сумарокова. В это время деревня принадлежала братьям Александру и Ивану Львовичам Нарышкиным. В 1795 году Посёлки стали владением Александра Львовича Нарышкина.

Здесь процветали кустарные промыслы -  кузнечный,  ткацкий,  пенькотрепальный, и многие другие. Жители же отличались большим усердием и трудолюбием. По многим свидетельствам, в селе было много добротных деревянных домов, раздаточные конторы, различные заведения торгового характера.

После Нарышкиных селом владела графиня Шувалова. Она брала по 25 рублей оброка с тягла плюс 15 дней в году работы на барщине; пашни на тягло выпадало по 3,5 десятины, что было немало по тем временам.

 

Легенда села Пионер

Всем известен поход Пугачева по Пензенской губернии, во время которого при нём находилось много  награбленного добра и в том числе золота, которое везти с собой по волжским степям было трудно. А так же, со слов наших бабушек известно, что когда-то давным-давно им рассказывали о некой Прасковье, любовнице пугачевского атамана. Особа эта была знатного роду, но во время смуты насильно была увезена атаманом. Говорят, что она была очень красивой, умной женщиной и знала все тайны пугачевского окружения. Возможно именно её и назначил атаман хранительницей именно того золота, которое везли по степям. В знак любви к ней он одарил её щедрыми дарами.

В последствие Прасковья продолжала еще долгое время жить в наших селениях. Храня верность своему возлюбленному, до глубокой старости она прожила в одиночестве. И лишь перед своей смертью она поведала свою тайну о золоте священнику. По предположениям старожил, клад, если только он был зарыт, продолжает лежать на прежнем месте.

Муралимов Н. и др. В 1919 г. через сёла Кузнецкого района прошли белочехи. В 1920-1921 годах в Большом Труёве, как и во всём Поволжье, была сильная засуха. В 1921 году сгорела половина села.

Многие земляки были участниками гражданской войны. К 1921 году в Большом Труёве окончательно установилась Советская власть. Была открыта начальная школа, организован «Ликбез», клубы.

Одним из организаторов «Ликбеза» и Советской школы был коммунист Ибраев Абдулла.

Председателями сельского совета в разные годы были:

Юмакаев С., Яфаров И., Ахмеров А., Усманов Р., Хальметов И., Мургалимов Н. В 1930 году в наших сёлах были организованы колхозы. В селе Б. Труёво первым председателем колхоза был 25 –тысячник москвич Галяфиев, вторым – Шафеев С.

В 1935 году в наших сёлах появились первые трактора, первым трактористом был Алиев Т., Хальметов Я.

В 1953 году произошло объединение колхозов в селе Малый Труёв, Большой Труёв, Татарский Канадей и Евлашево. Колхоз стал носить имя В. И. Ленина. Первым председателем колхоза стал Медведев Михаил Иванович.

 

Легенда села Большой Труёв

В 1964 году в мае месяце целые сутки шёл проливной дождь. За огородами на берегу оврага рос «вековой» тополь. Ночью свершилось чудо. Утром, после дождя, жители увидели тополь на дне оврага, благополучно стоящий, ничем не повреждённый. Создалось впечатление, будто он там рос. Это явление люди приняли за чудо, тем более, что это произошло накануне Пасхи. На месте, где рос тополь, образовался родник чистейшей. Судьба тополя была граничная. Распилили его на части и отодрали кору «святого тополя», вывезли его в лес подальше от людских глаз. В годы атеизма это было недопустимо.

Отделение этого совхоза на Хуторе стало называться совхозом «Пионер».

Центральная усадьба совхоза занимала здание спиртзавода, в нем размещался скот, мельница, лукосушилка и общежитие. Здесь  же находились и ремонтные мастерские. В жилых домах совхоза проживали рабочие, а в одном из них была организована трехлетняя начальная школа. Из кирпичной трубы бывшего винокуренного  завода была позднее построена силосная башня.

В 1951 году совхоз «Пионер» снова становится отделением совхоза «Трудовой путь», а с 1969 года отделением №2 совхоза «Пригородный».

 

Пугачёвские сокровища

   (из истории села Пионер)

На месте нынешнего села Пионер раньше стояло всего 3-4 дома выселенцев из города Кузнецка, их обитатели занимались добычей торфа. Позднее там вырос хутор, с чего и началось зарождение села (начало 18 века). Все земли Хутора и завод принадлежали помещице Екатерине Андреевне Балашовой.

Со временем завод был подарен в наследство дочери помещицы Балашовой – Софье и стал именоваться Софийским винокуренным заводом.

С победой Великой Октябрьской социалистической революции имение Балашовой было конфисковано и перешло в собственность Советского государства. Завод был законсервирован.

В 1927 г. оборудование завода было демонтировано и передано в село Анненково на завод по выработке спирта – сырца. В том же году на территории бывшего Хутора была организована Коммуна, которую назвали «Пионер».

Первым председателем коммуны был назначен тракторист Соколов Григорий Михайлович, который впоследствии работал фельдшером медпункта поселка Пионер.

В 1930 году был образован совхоз «Трудовой путь». Центральное его отделение находилось в г. Кузнецке, а одно отделение располагалось на бывшем Хуторе.

В 1934 году произошло разделение совхоза «Трудовой путь» на две самостоятельных административных единицы.

 

Наследие купцов дебердеевых

   (из истории рабочего посёлка Верхозим)

Рабочий поселок Верхозим, в 35 км к юго-западу от Кузнецка на высоком лесистом берегу реки Кадады.

В документах 17–18 вв. название реки часто писали: Вергазим. Вярьге (морд.) – «верхнее», эзем – «скамья», «место поселения, селище». Основан как деревня во второй половине 18 в., вероятно, с промышленными целями. В 1785 г. владельцем деревни показан самый именитый помещик Городищенского уезда граф Андрей Петрович Шувалов, имевший в уезде 1322 крепостных души. Потом он (или его наследник) перепродал Верхозим другим помещикам. В 1856 г. купец Дебердеев построил небольшую суконную фабрику на реке Кададе, напротив с. Верхозим, от которого перешло и название фабричного поселка. Крестьяне этого села стали основной рабочей силой на фабрике. Первыми рабочими стали  поденщики помещицы Аничковой.

Сильный толчок развитию фабрики дали Русско-японская (1903 г.) и Первая мировая война, потребовавшие большого количества шинельного сукна.

В год предприятие перерабатывало 70 тыс. пудов шерсти. В 1914 г. фабрика носила название «Товарищество Шимухамет Дебердеев с братьями».

Национализированная в 1918 г. фабрика получила название «Мир хижинам». В 1926 г. в фабричном поселке насчитывалось 266 жилых домов. В 1936 г. село Верхозим вместе с фабричным поселком переданы из Кузнецкого в Камешкирский район, в 1938 г. населенный пункт получил статус рабочего поселка.

Из 450 рабочих суконного комбината, мобилизованных на фронт в годы Великой Отечественной войны, не вернулся 261.

В поселке установлен памятник воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Имя героя Советского Союза Власова И.П.   навечно занесено на доску—обелиск.

Его именем названа одна из улиц поселка, школьная пионерская организация  носила его имя.

20.3.1945 г. поселок вновь передан Кузнецкому району, поскольку сырьевая база в основном находилась в этом городе. В окрестностях с 1970-х гг. в рабочем посёлке добывается нефть для производства битума, применяемого в дорожном строительстве.

Сооружения фабрики представляют собой памятник архитектуры производственного назначения.

В Верхозиме прошло детство поэтессы Маргариты Агашиной (1924–1999). Родина доктора филологических наук, профессора, заслуженного деятеля науки России Елены

Сергеевны Скобликовой (род. в 1924 г.).

 

Легенда о роднике

В селе Никольское, в лесу, в доле мелькает крутая тропинка. Там стояла часовенка, а под ней, то есть в нутрии дома, где жили монахи бил родник - чистейшей воды.

Родник находился в подполье часовни. Вот и стали его называть «часовенным» родником. В часовне жили монахини и вместе с прихожанами  ( жителями села) проводили службы.

После служб прихожане набирали воду, и несли домой. В селе в то время была церковь, которая стояла там, где сейчас находится молитвенный дом.

В большие христианские праздники из церкви шли в часовню крестные ходы, прихожане    несли  иконы в часовню, где проходили службы и иконы приобретали целительную силу.

Ходит поверье, что когда – то давно в этом маленьком роднике стала появляться икона – Николая Чудотворца. Она плавала в воде, на поверхности. Но в руки она не давалась, исчезала.

Вот отсюда – версия,   название села Никольское, от иконы Николай Чудотворец. Потом, говорят, икона исчезла совсем, но это никто уже не может подтвердить.

Наиболее распространенными ремеслами в селе Никольском были колесное, плотническое и прядильное дело. Также крестьяне сеяли коноплю, обрабатывали её и ткали. Вся крестьянская одежд была из холста. Культура села была на самом низком уровне, крестьянский быт—убогим. В селе царила безграмотность, почти все крестьяне вместо своих росписей ставили крестики в документах.

12 декабря 1918 года в селе Никольском возникла сельскохозяйственная коммуна имени Володарского. В коммуну вступили 130 человек, или едоков, как их тогда называли, из 37 сельских семей. Базой хозяйства коммуны послужило национализированное имение барыни Булыгиной. Организованная крестьянами коммуна коренным образом перевернула их жизнь.

Гражданская война не обошла стороной и село Никольское. Вся молодежь из никольской коммуны ушла на фронт. В середине 19 века имелись винокуренный завод, маслобойни.

С началом Великой Отечественной войны все мужчины села ушли на фронт. Штаб дивизии и артиллерийский полк 354 –ой стрелковой дивизии формировался в Кузнецке, а отдельные подразделения  формировались в селах: Чибирлей, Посёлки, Евлашево, Никольское.

 

Легенда   о Емельяне Пугачёве

В посёлке Верхозим существует несколько легенд, одна из которых – легенда о Емельяне Пугачёве. Во времена крестьянской войны, близ деревни Баровой, Емельян Пугачёв вместе во своими людьми уходил в горы от врагов. И когда стало понятно, что битвы не избежать, сподвижники Емельяна закопали клад: один сундук с золотом, а второй – с ценными вещами. Прошло много лет, и когда люди слышали такую легенду, многие приезжали на эту гору и искали клад, но, к сожалению, ни один человек его так и не нашёл. С тех пор эту гору прозвали «Пугачёва гора».

 

Легенда   о вшивой горе

Существует также легенда о том, что Екатерина Вторая отправилась отдыхать в Крым, проезжая по территории нашего края. Когда она поднималась в гору, у её кареты спустилось колесо. Слуги Екатерины долго не могли устранить поломку, и поездку пришлось отложить на целый день. Царица нервничала и всё повторяла: «Вшивая гора!». С тех пор эту гору называют вшивой.

 

«На землях диких полей»

   (из истории рабочего посёлка Евлашево)

Указом царствующих братьев

Ивана и Петра Алексеевичей двое стряпчих – Петр Евлашев и Алексей Федоров – были наделены за службу вотчинами на землях «диких поль» в «верховьях Труева». А первые переселенцы появились в тех краях 19 сентября. Петр Тимофеевич Евлашев перевез 20 семей из своих старых вотчин. Весной 1694 года сюда прибыли и люди Алексея Семеновича Федорова. В духовном завещании Петр Тимофеевич Евлашев разделил свои владения между сыновьями поровну. Старший, Алексей, стал придворным архитектором и строил не только садово-парковые ансамбли и церкви, но и дворцы. Захар стал военным. Алексей Петрович скончался в 1760 году, не имея детей, и все имение перешло к брату. У последнего было два сына – Николай и Дмитрий. После смерти отца имение в Евлашеве перешло Николаю. А земли ближе к Гольцовке – Дмитрию.

По мере освоения земель и увеличения числа жителей служителем Евлашева Иваном Лукьяновым в 1713 году была освящена церковь, построенная во имя архангела Михаила. Отсюда первое название села – Архангельский Труёв.

 

Неисчерпаемый родник

   (из истории села Никольское)

Село  Никольское  былоосновано в конце 17 века казаками, охранявшими дороги Верхнего Посурья.

После их перевода земли были отказаны князю С. Б. Голицину. Село образовалось  в 1720-1722 годах. Называлось оно в ту пору Никольское-Труёво, поскольку как и Труево –Нарышкино стояло на берегу полноводной в те времена реки Труёв. Расположено село вдоль левого берега реки Труёв (левый приток Суры) на автодороге Кузнецк-Сосновоборск.

По переписи населения 1722 года в селе насчитывалось до четырех тысяч жителей. Управление было волостное.

В 1762 году в селе  была построена деревянная церковь. В период Столыпинской аграрной реформы зажиточных крестьян выходили на отруба, на месте которых образовались хутора «Яблонька» , «Прогресс» и другие.

Большинство крестьянских семей было малоземельными, всегда нуждались в хлебе и других продуктах.

В селе Никольское-Труёво треть крестьян не имела  рабочего скота.

Безлошадным была одна дорога—идти на заработки к заводовладельцам и фабрикантам. Находясь в безвыходном положении, многие крестьяне бросали свои дома, расставались  с насиженными местами и уходили на заработки в другие места уезда.

Выбора большого не было и они подавались в Анненково к владельцу спиртового завода и лесопилки - Иконникову, в Верхозим—на суконную фабрику Дебердеева или в Русскую Пенделку крестьяне и в село Елюзань на шпалопропиточный завод, принадлежавший железной дороге. В Евлашеве и Медаевке работали лесопильные рамы.

 

Легенда о маленьком мальчике

Двухпрестольнуая кряжимская церковь во времена атеизма использовалось не по назначению. До войны в нем разместили детские ясли. С этим временем связано кряжимское предание. «За малыми детьми приглядывала воспитательница из колхозниц. Детей обычно забирали домой поздно, так как в те времена в колхозе работали от зари до зари. Как то один из малышей заигрался и уснул в укромном уголке. Мать после работы не пришла за ребенком, надеясь, что его забрала соседка, а та в свою очередь понадеялась на мать. Воспитательница не заметила уснувшего ребенка и закрыла ясли. Хватились дитя, когда уже стемнело. Бросились к церкви, открыли дверь и увидели такую картину: в сумерках на полу спокойно играл малыш. Позже мальчик рассказал: «Я плакал, и ко мне подошла тетя в белой одежде и успокоила меня». Верующие решили, что это сама Богородица, в честь Покрова был освещен храм, приголубила дитя. Старики до сих пор передают из уст в уста эту историю, которая по их мнению свидетельствует об истинной православной христианской веры.

На данное время двадцать первого века в с. Кряжим нет церкви, но жители отмечают престольный праздник  14 октября. В селе Махалино есть храм бессеребряников Козьма-Демиан и молельный дом Матроны Московской. Все эти храмы действующие.

В огне пожара эта церковь погибла вместе с первым поселением.

Чуть ниже по течению реки Труёв началась новая застройка села, которое получило название Евлашево. Первый же кирпичный храм был воздвигнут в 1832 году помещицей,  надворной советницей Татьяной Александровной Ветряевской во имя Михаила Архангела с приделами во имя св. Алексия, митрополита Московского, и во имя святой мученицы Татьяны. В 1836 году пожар сметает всё, кроме церкви. Село вновь возрождается из пепла.

После манифеста 1861 года в Евлашеве появились торговцы, предприниматели, в числе коих были Нестеров, Ерофеев. Ерофеев имел свою лесопилку, на которой кроме прочего делали шпалы для железной   дороги.

К 1917 году село было волостным и относилось к Кузнецкому уезду Саратовской губернии.

Летом и осенью 1917 года революционная борьба крестьян Кузнецкого уезда Евлашевской волости принимает особенно широкий размах. Большое влияние оказывали на крестьян возвратившиеся с фронта солдаты.

В конце двадцатых годов в Евлашеве стали организовываться комитеты бедноты. В 1921 году председателем Совета бедноты стал Ершов Иван Семенович.

 

Легенда посёлка Евлашево

Татьяна Александровна Веправская, дочь помещика, прогуливаясь по берегу реки Труев, обнаружила иконку Архангела Михаила. Удивившись, девушка забрала икону себе   домой. Наутро икона пропала. Спустя некоторое время, гуляя по берегу, Татьяна снова увидела икону, принесла ее домой и приковала цепями, чтобы не украли. В эту ночь к ней явился Архангел Михаил и сказал, что на том месте, где она нашла икону, должна быть построена церковь. Татьяна,  по велению святого, решила на средства, доставшиеся в наследство от отца, построить каменную церковь.  Храм был возведен.

В 1911 – 554 двора, церковь, церковноприходская и земская школы, больница, врачебный, фельдшерско-акушерский и ветеринарный пункты, базар, ярмарка. В первые годы Советской власти в селе организована артель «Бердник», затем промколхоз «Стремление». Село переименовано Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 10.02.1940 г. в честь уроженца села, Героя Советского Союза, лейтенанта, командира пограничной заставы Алексея Ефимовича Махалина (1908-1938), награжденного за героизм, проявленный при защите государственной границы СССР в районе озера Хасан.

С 1950 году в селе начал работать на базе местного сырья завод строительной черепицы, который затем стал комбинатом строительных материалов, производящим отделочную плитку разных цветных рисунков. В 1955 г. – центральная усадьба колхоза имени Кагановича. Развивалось молочное животноводство на промышленной основе в совхозе им. Махалина, организованном 1.03.1966 г. (в конце 1990-х гг. – ГУП «Махалино»). В центре села имеется жилой микрорайон, школа, ГПТУ, дом культуры, стадион, на котором ежегодно проводятся сельские спартакиады в память А. Е. Махалина.

 

Родословная земли махалинской

   (из истории села Махалино)

МАХАЛИНО (Новый Кряжим, Козьмодемьянское) – русское село, центр сельсовета, в 22 километрах к западу от города Кузнецка на левом берегу реки Кряжим (правый приток Кадады), на автомагистрали Пенза – Кузнецк, в 6 км от железнодорожной станции Сюзюм. Основано в первой четверти 18 века, вероятно, как выселок из соседнего села Старый Кряжим, в связи с постройкой на реке Кряжим суконной фабрики. В 1748 году – село Козьмодемьянское, Кряжим тож, Узинского стана Пензенского уезда, прапорщика лейб-гвардии Преображенского полка Ивана Васильевича и сержанта лейб-гвардии Семеновского полка Сергея Васильевича Шереметевых – наследство от их дяди Ивана Шереметева (редкий факт: многие крепостные крестьяне имели наследственные фамилии). С 1780 года – село Кузнецкого уезда Саратовской губернии. В 1795 года – Козмодемьянское, Новый Крыжим тож, общего владения камергера Петра Федоровича Балкполева. Перед отменой крепостного права село показано за княгиней Софьей Петровной Голицыной. После отмены крепостного права крестьяне выкупили у Голицыной землю в собственность.

В 1830 году построена деревянная церковь во имя Николая Чудотворца с приделом во имя Козьмы и Демиана. В 1876 году открыта земская школа, в 1895  – народная библиотека, в 1900  – больница.

 

Моя малая родина

   (из истории села Комаровка)

История села Комаровка начинается примерно с конца 17 века. В 1694-1699 гг. Нарышкинская группировка поспешила осуществить ряд земельных «раздач». Офицерам, несущим в Петровске дозорную службу, раздаются земли, лежащие в Сурско-Узинском междуречье. Одному из служителей – Тимофею Евлашеву жалуются «порозжие» (пустующие) леса и земли по рекам Медаевке и Кададе. Основано село Комаровка в начале 18 века на реке Медаевке. Годы основания села Нарышкина и Предтеченской Комаровки совпадают. Василий Нарышкин,

Федор Евлашев (владелец Труева) и Тимофей Евлашев составляли один родовой клан. Оказалось, что земли будущей    Комаровки не пустовали. «Посопная», т.е. платящая оброк мордва, деревни Наумкиной, начинает возмущаться поведением новопришлых хозяев (Василия Нарышкина и Тимофея Евлашева), пишет жалобы о том, что новые владельцы теснят аборигенов с обжитых земель (1705 г.)

История некоторых сел, в том числе и с. Комаровка, неразрывно связана с восстанием Пугачева. После ожесточенного сражения с царскими войсками под Казанью, Пугачёв шёл лесами Симбирской губернии. В 1774 году «пугачевцы» проходили по территории Кузнецкого района, в частности с. Комаровка, которое в то время было вольным и люди его не принадлежали никакому помещику, как крепостные. Тем не менее, многие откликнулись на клич народного вожака и пополнили его поредевший отряд. В 1719 году село принадлежало прапорщику Ф.Я. Соловцову, в 1795 – помещику Злобину.

В период отмены крепостного права крепостные крестьяне вышли от помещика на дарственный надел. Основным лесным промыслом являлось: изготовление дубового и   ивового корья для ремесленников города, которые выделывали кожи.

 Комаровские крестьяне валили лес, принадлежавший местным помещикам, разводили пчел, сушили грибы, собирали ягоды и орехи.

Славились своим мастерством Комаровские плотники и столяры. Именно они в 1776 году на средства помещика Захария Петровича Евлашева и тщанием прихожан сработали деревянную красавицу – церковь без единого гвоздя и поставили ее в центре Комаровки. Построена церковь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи и была в это время единственным в области памятником деревянной церковной архитектуры XVIII века.  Уже впоследствии она ремонтировалась при помощи металлических деталей. В 1993 г. в огне пожара погибло уникальное творение рук комаровскиих плотников и столяров – церковь Иоанна Предтечи.

 

Легенда Села Комаровка

В давние времена от Старого Чиркова до Евлашева, выше Шалкеева пруда, проходила трактовая дорога, по обеим сторонам которой простиралась непролазная трясина. Ехал по этой дороге помещик Брюханов. Его выездная тройка считалась лучшей на всю округу. Помещики, жившие по соседству с Брюхановым, говорили, что у него имеется своя рука в самом Санкт – Петербурге. В этот день помещик Брюханов, проезжая по тракту, был изрядно под хмельком и не жалел своих знаменитых лошадей. В конце концов, загнанные кони не выдержали и опрокинули пролётку прямо в трясину. На этом и закончилась жизнь помещика Брюханова: утонул он в гнилом болоте, вместе со своей выездной тройкой. Только с тех пор нет–нет, да и польётся малиновый звон колокольчиков из зыбкой трясины. И прозвали это проклятое место Колоколы.

 

Легенда села Явлейка

В конце XVIII веке Кузнецкий лесопромышленник Семён Фёдорович Аксёнов обратил внимание на огромные богатства соснового строевого леса в Присурском крае к северу от Кузнецка.

Лес этот, по преданию, принадлежал Костромскому Ипатьеву Монастырю, у которого предприимчивый

 лесопромышленник и купил часть этого леса. Этот купленный лес так и назывался - Аксёновский. С целью ведения лесоразработок в селе Явлейка на территории, где ныне находится инкубатор, был построен лесопильный завод.

Здесь был установлен мощный локомобиль, построена кузница, караулка, установлены три лесопильные рамы.

Во всех сёлах в те времена были церкви. Была церковь и в Явлейке. Носила имя Николы Святого. Поэтому престольный праздник в Явлейке в день почитания памяти Николая Чудотворца.

Лесопильный завод после революции был национализирован и перешёл в руки Советской власти. В 1933 году было принято решение о строительстве подвесной дороги от села Явлейка до села Евлашево, которая  строилась с 1933 по 1935 год.

В декабре 1936 года лесозавод сгорел.

В 1936 году, после того, как сгорел Явлейский лесопильный завод, на его базе и промплощадке стала организовываться машинно - тракторная станция.

К началу 1960 года в кузнецком районе имелось 13 колхозов и 2 совхоза.

4 ноября 1978 году совхоз был переименован в птицефабрику «Явлейская», где хозяйство занималось выращиванием птицы- бройлеров.

В 1987 году начальная школа была реорганизована в Явлейскую среднюю школу.