Первый в мире висячий двухцепной мост.

Голосование закрыто

Мост в 60-х годах XX века
Первый двухкабельный висячий мост по проекту С.А. Цаплина

Первый в мире двухкабельный висячий мост – одно из уникальных  исторических сооружений Чуйского тракта.

«Лёгкое очертание всего моста необычайно гармонирует с волнистыми линиями гор, на фоне которых  он расположен»

Исторический материал  для проведения экскурсии:

«Подвесной мост в селе Иня Онгудайского района - страница  в истории путей сообщения на  Алтае.

В 1922 г. Чуйский тракт был объявлен трактом государственного федерального значения и через шесть лет сюда пришли колонны машин для регулярной поставки грузов в Монголию, появилась необходимость в более безопасной переправе через Катунь. Раньше в районе села Иня была паромная переправа, которая сильно зависела от паводков и погодных условий. В 1935 году начали строить через реку Катунь первый двухцепный мост подобной конструкции, который является уникальным памятником, сделанным руками людей. Только немного позднее подобные мосты были построены в США. Мост был спроектирован инженером  Сергеем Афанасьевичем Цаплиным, выпускником Ленинградского института инженеров путей сообщения. Он же руководил людьми, претворявшими его проект в жизнь, был главным инженером и начальником строительства. О нём дает представление сообщение Г. Чеснокова: «в банк пришёл человек назвался инженером Цаплиным. Открыл счёт строительства подвесного моста  через реку Катунь на Ине. Банк в связи с этим открыл  вспомогательную кассу отделение Онгудайской сберкассы № 2337. строительство моста, обеспечение лесоматериалом осуществлял в то время Чернов Фёдор Михеевич». Общая длина моста по  настилу 142 метра, средний речной пролёт равен 21 метр. Пилоны моста высотой 21 метр представляют собой качающиеся железобетонные рамы, цепи моста перекинуты через вершины пилонов и закреплены в анкерных плитах.   Для моста отбиралась первосортная древесина лиственница. Канаты скручивали на месте, прямо на льду застывшей Катуни, при помощи автомобиля. Мост строили заключенные седьмого отделения Сиблага НКВД. После завершения работ всех их обещали амнистировать, поэтому у моста ещё одно название – «дембельский». Мост является памятником Сталинской эпохи. В апреле 1936 г. начались испытания объекта. Шесть автомобилей ЗИС с полным грузом от 6 до 8 тонн медленно проехали от берега на берег, перед глазами восторженных зрителей. Приёмная комиссия сделала вывод: «Мост может быть открыт  для движения автомобилей без ограничения  скорости и веса в пределах норм». Весь мост создает впечатления изящного и гармоничного сооружения. «Лёгкое очертание всего моста необычайно гармонирует с волнистыми линиями гор, на фоне которых  он расположен», - писал С. А. Цаплин.

 С большим уважением вспоминают старожилы тех, кто строил этот мост. День открытия был праздником для всех жителей  Ини и близлежащих сёл. Играл духовой оркестр. С. А. Цаплин открыл митинг. В последующем мост охраняла военизированная часть, а после Великой Отечественной войны его передали в Дорожно-эксплуатационное управление (ДЭУ).  Мост являлся охраняемым объектом. Охранялся мост и днём, и ночью. Там горели фонари, в наличии был противопожарный инвентарь, телефон, имелись сторожевые будки. В послевоенные годы по Чуйскому тракту перегоняли скот из Монголии.

В 1962 г. ДСР №1 сюда передислоцировался из Сросток Алтайского края, с целью расширения и реконструкции Чуйского тракта. Мост по проекту С. А. Цаплина эксплуатировался до 1970 г. Был построен новый железобетонный мост, который эксплуатируется и в настоящее время.

 В 1994 г. двух кабельный мост объявлен памятником истории и культуры Российской Федерации».

На сегодняшний день мост находится в  аварийном состоянии, мы считаем необходимым условием проведение частичной реконструкции исторического сооружения.  

По материалам Летописи села,  благодарим краеведа Минакову М.С.